Resurs.by » Общество » Праздники 23 февраля и 8 марта - один и тот же женский день

Праздники 23 февраля и 8 марта - один и тот же женский день

Праздники 23 февраля и 8 марта - один и тот же женский деньМало кто, знает, что учрежденный большевиками День Советской Армии и Военно-Морского флота и международный день женщин-социалисток, отмечаемый 8 марта, это один и тот же праздник, и день это тоже один и тот же, но по разным стилям. Кроме того, по версии диакона Андрея Кураева, этот праздник берет свое начало от иудейского праздника Пурим.

Диакон Андрей Кураев:

Речь идет о празднике 23 февраля/8 марта. Это одна и та же дата, просто переданная в двух календарных стилях — «старом» и «новом». Как 13 января — «старый Новый год», так 8 марта — «старое 23 февраля» («Правда» писала в 1917 году:«Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля Днем международного женского праздника»[2]).

А в 1917 году именно 23 февраля началась февральская революция. Но поскольку большевики в ней участия не принимали, то праздновать ее годовщину не хотели. Но как революционеры — и уклониться от празднования дня «свержения самодержавия» не могли. Вот и был создан миф о боевом крещении в этот день непобедимой и легендарной Красной армии.

Это именно миф. Не было еще ни Красной армии, ни тем более ее побед. «В течение всего 23 февраля большевики и левые эсеры еще делали жалкие попытки сформировать хоть какие-то вооруженные отряды. Безуспешно».[3] Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводу первой годовщины «великой победы». Лишь в 1922 году 23 февраля было объявлено Днем Красной армии.

Ссылка на полный текст

8 марта - не день женщины, а день женщины - революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось.

Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать нынешнюю ущемленность прав, а также свое нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.

Значит, мотивы для такого решения были не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков?

Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. Нынешнее действие должно воспроизводить некоторый образец, архетип, впервые явленный миру в мифологически насыщенное "время оно". Надо подражать образцу. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: Были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?

Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь.

Много веков назад она спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти также, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта.

Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).

Ссылка на полный текст

А праздник этот для победителей и в самом деле очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд даже не разрешает, а предписывает напиваться: «После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами «барух Мордехай» (благословен Мордехай) и «арур Аман» (проклят Аман)» (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664).

Ссылка на полный текст

Диакон Андрей Кураев о праздновании 23 февраля (видео):


Диакон Андрей Кураев о праздновании 8 марта (видео):


Диакон Димитрий Асратян со своим коллегой не согласен:

23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Ссылка на полный текст

Журналист Валерий Каджая опровергает Кураева в двух статьях:

Берегитесь Кураева или как еврейский праздник Пурим стал Международным женским днем
и
О празднике 8 МАРТА


Теги: праздники, иудаизм, религия, миф, даты, история

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

*****