Великий почин

Конкуренция на белорусском рынке сотовой связи усиливается

Наличие в стране нескольких операторов привело к реальной конкуренции, и у пользователей появился неплохой выбор. Только за неполный прошедший месяц мобильный Интернет стал намного доступнее, а “голос” — дешевле.
Владимир БАРАНИЧ

“Паутина”
в кармане

Особенный прорыв произошел в области передачи данных. На сегодня такие услуги доступны сразу в нескольких вариантах. Операторы стандарта GSM предлагают технологии GPRS (максимальная скорость передачи данных составляет 171,2 кбит/с) и EDGE (до 236,8 кбит/с), а оператор CDMA2000 — технологии 1X (стандартная скорость 153 кбит/с) и EVDO (2,4 Мбит/с в прямом канале и 153 кбит/с — в обратном).

При этом расценки на мобильный Интернет имеют большой разброс. Самую недорогую и быструю связь предлагает оператор CDMA2000 “Белсел”, резко понизивший в этом месяце цены в существовавших тарифных планах и добавивший специальное предложение для студентов всех форм обучения — им мегабайт обходится в 200 BYR без учета налогов и сборов.

Больше всех за мобильный Интернет запрашивает Velcom. Для абонентов Privet 1 Мб обходится в 2.048 BYR (без учета налогов). Впрочем, на других тарифных планах эта услуга дешевле. Абоненты МТС платят за мобильный Интернет от 300 BYR. Третий GSM-оператор- “БеСТ” — услуг по передаче данных пока не предоставляет, но есть сведения, что сейчас он настраивает и тестирует соответствующее оборудование. Так что вполне возможно, что Новый год его абоненты будут встречать с Интернетом по доступным “народным” тарифам.

Теоретически “Белсел” мог бы считаться основным конкурентом GSM-операторов в этой рыночной нише, однако массовому спросу на его мобильный Интернет препятствует экзотичность стандарта CDMA2000, не позволяющего использовать широко распространенные GSM-терминалы. А приобретать дополнительную “трубку” или модем только ради Интернета не очень удобно. Кроме того, высокая цена (свыше 150 USD) при низкой (по сравнению с GSM-аналогами) функциональности не содействует популярности аппаратов, подключаемых к “Белселу”.

К сожалению, кроме МТС, никто из операторов, предоставляющих услуги по передаче данных, не обнародовал количество своих “абонентов-интернетчиков”. Поэтому о востребованности этих услуг можно судить лишь на основании статистики МТС, согласно которой мобильной передачей данных пользуется около 550 тыс.в из 3 миллионов абоненто МТС.

Не только голос

В области голосовой мобильной связи конкуренция между операторами намного сильнее. Здесь они предлагают множество дополнительных услуг как сервисного, так и развлекательного характера. Если по последним у всех операторов, за исключением только набирающего обороты “БеСТа”, картина более или менее одинаковая, то в области служебных сервисов лидирует МТС, а в аутсайдерах оказывается Velcom, у которого до сих пор нет интернет-системы сервиса абонента (ИССА). В эпоху всемирного онлайна, когда через Сеть управляют чуть ли не утюгом, отсутствие веб-интерфейса для управления своим счетом и необходимость продираться через голосовые меню “робобабы” — явный анахронизм.

Впрочем, и наличие ИССА у “Белсела” не означает ее массовую доступность, поскольку за активацию этой услуги оператор разово взимает 5 тыс. BYR, что никак не прибавляет ей популярности. МТС же за это денег не берет, а кроме того, чтобы неискушенные в компьютерной терминологии пользователи лучше понимали назначение этой услуги, называет ее “Интернет-помощник”.

Следуя тому же принципу — “для абонента все должно быть максимально просто”, МТС совсем недавно ввел в тестовую эксплуатацию достаточно интересный сервис под название “Настрой-ка”. Эта система позволяет автоматически дистанционно настраивать телефон для работы с такими услугами, как Интернет, WAP, WAP-CSD, MMS. Сеть МТС автоматически распознает модель телефона, формирует необходимые настройки и высылает их в виде SMS. В случае использования нового телефона, при установке SIM-карты МТС и первом включении сеть МТС автоматически присылает настройки услуг, поддерживаемых телефоном. При добавлении услуг GPRS, MMS или “Мобильный офис” необходимые настройки будут отправлены абоненту опять же автоматически.

МТС также предлагает интересную дополнительную услугу под названием “Тонинг”, которая позволяет заменять длинные гудки вызова мелодией, приветствием или другим звуковым сигналом. Ее, кстати, можно добавить посредством “интернет-помощника”.

Мне бы позвонить

Но какими бы разнообразными ни были дополнительные сервисы, основной услугой для абонента остается голосовая связь, где критически важными факторами являются доступность и качество. Некогда самый доступный по тарифам “Белсел” покинул нишу дешевой голосовой связи, перестав подключать к “народным” тарифным планам с низкой абонентской платой и бесплатными внутрисетевыми звонками. Впрочем, народным он перестал быть еще раньше, когда отказался от услуги в стандарте NMT, которая предоставлялась под брендом “Народный мобильный телефон”.

Таким образом, ниша “народного” оператора стала вакантной, и на нее сейчас претендуют два конкурента. Состоявшееся на днях подключение к МТС трехмиллионного абонента наряду с доступными тарифами на голосовые услуги автоматически делает его если не “народным”, то уж точно самым популярным. Тем более что на торжественном брифинге по случаю этого события глава “Белтелекома” Константин Тикарь подчеркнул социальную направленность МТС и его роль в объединении разъединенных неподъемными межсетевыми тарифами абонентов разных сетей.

Кроме того, отвечая на вопрос автора этих строк о качестве связи МТС, шеф “Белтелекома” отметил, что в настоящее время она не хуже, чем у Velcom. “Вся эта информация (о якобы плохом качестве связи МТС) относится к истории. Продолжает существовать инерция. Я перестал возить с собой второй и третий телефоны. В последнее время постоянно пользуюсь МТС”, — заявил руководитель главной телекоммуникационной компании страны. И для пущей убедительности продемонстрировал свой телефон с надписью на экране — MTS.

А между тем роль народного давно отведена третьему GSM-оператору, причем не кем-нибудь, а главой государства, лично инициировавшим создание ЗАО “БеСТ”. Об этом, кстати, напоминает появившаяся на рекламных щитах надпись “Народный сотовый оператор”. Свою “народность” он уже начал доказывать в рамках новой акции “НаБери и Говори”. Произведя двукратное снижение тарифов на все исходящие вызовы как внутри сети “БеСТ”, так и в сети других операторов (в том числе городскую сеть), “БеСТ” действительно создал условия для того, чтобы можно было обходиться только одним мобильником.

По крайней мере, автор этих строк, давно являющийся абонентом всех остальных операторов и замученный необходимостью иметь при себе несколько “трубок”, решил проверить, каково это — оставить только одну. Надо сказать, что на “Базовом” тарифе при стоимости звонков 50 BYR внутри сети и 163 BYR на номера других операторов, при 10-секундной тарификации и без абонентской платы, одним телефоном вполне можно обойтись. Кроме того, связь у “БеСТа”, там, где она есть, оказалась очень качественной.

Единственная проблема в том, что акция с дешевыми тарифами продлится лишь до 28 февраля 2007 года. И если они не станут постоянными, то, учитывая совсем незначительное покрытие, звание “народного” “БеСТ” будет иметь лишь на словах.

Впрочем, надежда на бессрочность акции появилась после того, как на упомянутом выше брифинге МТС Константин Тикарь, отвечая на вопрос корреспондента “БР”, подтвердил возможность снижения тарифов за производимые “Белтелекомом” межсетевые соединения уже с 1 января. Размер снижения К. Тикарь не сообщил, назвав это “секретом”.

Если почин “Народного сотового” подхватят и другие операторы, то тогда действительно можно будет говорить об одной трубке не только для совершения звонков, но и для их приема.

Назад