Жабык-2020 официально объявлен

Некоторые предварительные итоги на примере Белгазпромбанка.

В Беларуси начался очередной Жабык. Бессмысленный и беспощадный, и столь же неизбежный. 19 марта некоторые банки официально (некоторые неофициально) ввели ограничения на валютные операции, что можно считать официальным началом сего знаменательного (для населения куда более важного, чем «выборы» и даже бесплатную раздачу «святой воды») события.


К сожалению, на основной текст этого скрина налезло меню, а новый скрин уже не сделать, поскольку страницу удалили. Там был следующий текст (цитируется по Интерфаксу):

С 19.03.2020 на валютно-обменные операции в сети устройств/сервисов Банка и банков Республики Беларусь устанавливается суточный лимит в эквиваленте 100 евро, который действует в следующих случаях: на расходные операции в иностранной валюте по карточкам, эмитированным Банком в белорусских рублях; на приходные операции в белорусских рублях по карточкам, эмитированным Банком в иностранной валюте.

Как того и следовало ожидать, белорусские банки оказались не готовы к желанию вкладчиков заполучить свои средства. Не знаю, как остальные, но имею пример общения с Белгазпромбанком, что и описываю.

Узнав на форумах, что там перестали выдавать средства со срочных счетов в режиме реального времени, растянув этот процесс на пять дней, решил сходить и проверить, благо давно имею там отзывные (с которых, согласно договору, средства можно снять в любое время) депозиты.

И пошел не в ординарное отделение банка, а в офис Минской областной дирекции (звучит!). Действительно, заказы на выдачу средств принимают на срок в пять дней. Большинство клиентов, помня, что такой срок существовал в прежние времена (был прописан в Банковском кодексе), сильно права не качают и вопросов не задают. Сейчас этой нормы нет. Я задал – откуда взялись эти пять дней. Мне объяснили, что это внутренняя инструкция руководства банка. Я потребовал показать эту инструкцию. Отказались и спровадили к начальнице отделения по работе с физлицами. Та даже пробовала «взять меня на понт», сказав, что 5 дней прописаны в договоре. Вот только договор я взял с собой, который ей и предъявил (стр.1 и стр.2). Она его долго изучала и не найдя такого пункта наконец сказал, что так решил банк, и ничего лично для меня она менять не будет. Я пробовал играть в «доброго клиента» и договориться полюбовно, тем более, что сумма для такого банка небольшая. Нет. Потом попробовал немного роль «злого клиента», сообщив, что я не просто клиент, а певучий Акын со своей аудиторией, которая узнает, что у банка возникли затруднения в исполнении своих обязательств перед клиентами. Не помогло. Как не помогло и выраженное мной желание сделать запрос руководству Банка в виде записи в Книге замечаний и предложений. Ответ, когда придет, я выложу на обозрение.

Было бы несправедливо не упомянуть того, что на сайте Банка вывешены «Правила размещения физическими лицами денежных средств в срочные банковские вклады в ОАО «Белгазпромбанк», где эти 5 дней оговорены:

Для возврата Банковского вклада (части вклада) по Договору срочного отзывного банковского вклада до истечения Срока возврата вклада Вкладчик обязан подать в Банк письменное заявление в произвольной форме о возврате Банковского вклада (части вклада). Банк обязан возвратить вклад в течение 5 (пяти) дней со дня получения от Вкладчика указанного заявления.

Но загогулина (почти по Ельцину) в том, что, во-первых, сами специалисты, включая их начальницу, Банка об этом не знали. Иначе не стали бы ссылаться на какие-то секретные инструкции. А во-вторых, зная об этом, я предлагал перевести через интернет-банк средства с депозита на расчетную карту. Мне сказали, что никакой разницы нет. Пять дней – и точка.

Уверен, что в официальном ответе банка будет фигурировать именно указанный пункт о 5 днях. Мол, поганый жалобщик, ты (клиент) сам дурак (как всегда – согласно тутэйшему бизнес-этикету).

По поводу данной ситуации у меня несколько версий.

  1. Обычное для тутэйшего бизнеса отношение «клиент никогда не прав». О том, что такое лояльность к клиенту на наших осушенных болотах, надо думать, и не слышали. Его высшей формой является формула СиН.
  2. У Банка действительно проблемы с валютой, особенно если вспомнить, что их босс неоднократно выступал на публике в роли мецената. Думается, не за свои кровные, а за средства банка, т.е. на деньги вкладчиков. За бесформенную кучу металла они выложили аж 341 тысячу долларов. Поэтому перенос на следующую неделю обусловлен ожиданием самолёта с валютой.

Здесь предлагаю сделать музыкальную паузу. Гимн валюте (написан по поводу Жабыка-2014).

  1. Третья версия в том, что Банк ждет, что на следующей неделе введут заморозку на снятие валюты или иные меры, позволяющие ему не исполнять обязательств по договору в связи с форс-мажором или решением на уровне государства или регулятора (НБ).
  2. Четвертая самая простая – вопиющая некомпетентность персонала, начиная с их высшего руководства. Ведь ирония ситуации еще и в том, что глава этого банка во всеуслышание заявил, что белорусские рубли деньгами не являются. Уже от такого его пиар-отдел в полном составе должен был бы выброситься из окна, ибо после подобного прокола в их работе им только улицы мести, и то не возьмут.

P.S. Ответ банка рассмотрен здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 6 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.