Странная история о том, как сотрудник Радыё Свабода Сергей Наумчик отхарассил несовершеннолетнюю, и ему за это ничего не было. А феминистки утёрлись.
Посвящается Оношкам, которые ведут блестящее журналистское расследование нечистой на руку «бизнесвумэн» и «инфлюэсерши» феминистских идей.
Обычно я начинаю такие (цкавательные) куплеты с дисклеймеров, мол, куплеты похабные, их прослушивание может нарушить вашу психику, вызвать падучую и т.д., но в данном случае надо отдать должное тем, кто разбудил меня аки декабристы Герцена и сподвигли опять расчехлить акынский адынпалкадваструна. Хоть я давно не журналист (ровно 10 лет), а куплетист, профессиональная память даёт знать – подобные расследования дело нелегкое не только в плане чисто работы, но и морально. Помните, как Остап Бендер выставил гражданину Корейко дополнительную пеню за утрату веры в человечество. Вот то-то!
Я сейчас уже точно не помню, в каком пространственно-временном континууме произошла история, легшая в основу сих куплетов. Once upon a time, как начинаются английские народные сказки. Но это не так и важно, я ведь не журналист, а лабух, пускай и с приставкой «кибер-». Мне важен сюжет. Хоть сюжет здесь аки в болливудском подражании Голливуду. Ну хоть такой…
История состоит из двух частей – преступления и наказания… ну, не совсем наказания, а реакции на него.
Содержание первой части довольно туманно. Известно лишь, что сотрудник Радыё Свабода Сергей Наумчик отхарассил какую-то девицу, якобы проходившую там стажировку. Но с этим тоже загогулина – девице тогда вроде как было всего 13, поэтому стажировку она проходить не могла. Хотя могли придумать какую-нибудь лайт-версию в качестве юнкорши. Где и каким образом тоже непонятно. Понятно, что не в Минске, ибо Наумчик впервые приехал в Беларусь в 2016 году. А ведь в мою бытность там сотрудником (в 2009-2011 годах) он мне плакался, что при нынешнем «рэжыме» он в Беларусь приехать не может, ибо сразу смерть. Об этом есть отдельные куплеты – Как сотрудники “Радио Свобода” обманом получают Greencard. Также скрыто мраком, что там за харассмент такой был. Та девица, годы спустя вдохновившаяся феминистическим почином «вспомнить всё», к которому призывали в ФБ под хэштэгом #ЯнеБаюсяСказаць сначала что-то рассказала, а потом резко исчезла. (Забегая вперёд, процитирую Марию Мартысевич: «Скарга Бязрукай амерыканскаму кіраўніцтву РС у 2007 або там 2008 годзе, разбіральніцтва, падчас якога праўнік службы палічыў яе скаргі беспадстаўнымі, а самой Ксеніі забаранілі ўваход у будынак РС у Празе».)
Поэтому можно только гадать, что там были за домогательства. О них лишь косвенно известно из пересказа Наталки (она сама себя так называла) Василевич: «Завязваецца перапіска, сяброўства, інтэнсіўны кантакт, які набывае рамантычна, і што яшчэ больш важна, эратычны характар (пруфы ёсць). Ясна, што ўсё развіваецца паступова, можна сказаць, на нашых вачах … Паступова вірт пераходзіць у дэвірт, і апроч софт-грумінгу адбываецца эпізод разбэшчвання і дзеянняў сэксуальнага характара ў дачыненні да асобы, якая заведама не дасягнула 16 гадоў…»
Я ничего не понял: что за дэвирт, что за груминг, да еще софт? Даже на портале Pornhub таких извратов нет. Ну да ладно, какая разница? Как говорил по поводу похожего случая киношный следак Жеглов, пускай с этим ихний Синод разбирается.
Здесь интереснее другое – как моментально замяли этот скандал. Совсем как в 1998 году замяли скандал с участием жены того же самого Наумчика, которую у себя на рабочем столе харассил их босс – новоназначенный директор Радыё Свабода Александр Лукашук. Об этом также есть отдельные куплеты – «Пенис боцмана* на «Свободе». Наверное ЦРУшное начальство Лукашука посчитало, что новый босс таким образом проводил обряд инициации или типа того. И даже это мне не так интересно.
Интересно, как замяли эту тему на уровне почина «вспомнить всё» («#ЯнеБаюсяСказаць»). На глаза попались в связи с этим знакомые мне три публичные личности: литераторша Мария Мартысевич, церковная (РПЦ(б)) активистка Наталка Василевич и грантосос Стрижак. (Заочно знакомые – по общению в ФБ, когда я раскручивал это направление на Свабодке. Тогда ко мне во фрэнды кто только не понабивался, даже забытый сейчас всеми Чуденцов.) Краткий пересказ данной истории можно почитать вот здесь, там и линки, и скриншоты, и прочее. Важно здесь то, что феми-активистки почина #ЯнеБаюсяСказаць слили эту историю и даже затёрли свои прежние посты об этом (остались лишь скриншоты). Даже Наталка Василевич, претендующая на роль фронтвумэнши некоего христианского (читай, православного) феминизма, согласно интервью с ней для международного рупора феминизма FEM.FM. Рупор, правда, теперь не работает, но сохранилась копипаста на православнейшем портале «Царква», где Наталка в то время была редакторшей.
Прошу пардону, но здесь я должен несколько отклониться от основной темы. Православный феминизм, где в роли его пропагандистки выступает «теолог» женщина. Не харизматка, не лютеранка и даже не католичка, где гендерное равенство норма, а истинно, понимаешь, православная РПЦшного извода. Как трижды поп расстрига (один раз несостоявшийся православный поп и дважды протестантский) я вам авторитетно заявляю, что в рамках доктрины РПЦ – это ересь несусветная (ибо “Да убоится жена мужа своего!” и “Да молча внимает словам пастырей Церкви!”), которая лечится электричеством покаянием, постом с молитвой и наложением епитимьи, хоть электричество было бы лучше.
Так или иначе скандал заглох. К своему удивлению я обнаружил неудаленный пост Марии Мартысевич два года спустя (если затрёт, у меня есть локальная копия). Там многабукафф, но есть ключевой абзац:
“Кейс Навумчык – Бязрукая” не мае шанцаў на развіццё ў бліжэйшае прынамсі дзесяцігоддзе. Ува ўсіх гучных гісторыях апошніх гадоў, пачынаючы ад Ванштэйна і заканчваючы дэпутатам Расійскай Думы, пры тоесных з Ксюшагейтам сыходных дадзеных, відавочна мае месца ўліванне грошай. Любое журналістцкае расследаванне, а пагатоў на такую тэму, патрабуе вялікіх выдаткаў, і патрэбны той, хто для нейкіх – высакародных або не надта – мэтаў гатовы гэтыя выдаткі зрабіць. Або гэта палітычныя сілы новага пакалення, якое топіць за гендарную роўнасць, або маніпулятары, якія прыбіраюць канкурэнтаў у палітыцы і бізнесе – інвестыцыя павінна мець нейкую логіку. У выпадку з беларускімі СМІ назіраецца патавая сітуацыя. Незалежныя выданні існуюць за гранты, а падаць донарам грант на “вы знаеце мы тут хочам праверыць, ці ёсць педафілам наш калега” – гэта жыр і абсурд, бо такі скандал асвятляе непрыглядныя бакі саміх незалежных СМІ. Ніхто не будзе пілаваць сук, на якім сядзіць”.
Батюшки-светы! (no pun intended) Да это ж кейс Зарецкаягейта!